Разработка Деклараций промышленной безопасности, ПЛАС, ПЛАРН

Разработка Деклараций промышленной безопасности, ПЛАС, ПЛАРН

Декларация промышленной безопасности это документ, направленный на всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз.

В Российской Федерации, начиная с 1995 года, проводится декларирование промышленной безопасности. Разработка декларации промышленной безопасности (ДПБ) производится в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации, действующей на территории Российской Федерации, основным из которой является Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Декларация промышленной безопасности разрабатывается для опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (таблицы 1 и 2 приложения № 2), а также для опасных производственных объектов, обязательность декларирования которых установлена в нормативных правовых актах Ростехнадзора.

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Разработка декларации промышленной безопасности проводится в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Разработанную декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Разработка декларации промышленной безопасности включает в себя: 
— оценку риска аварии и связанной с нею угрозы;
— оценку принятых мер по предупреждению аварий;
— оценку готовности к локализации и ликвидации последствий аварий;
— разработку мероприятий, направленных на минимизацию масштаба последствий аварий;
— разработку мероприятий, направленных на минимизацию ущерба от аварий.

Структурные элементы декларации промышленной безопасности:
— титульный лист;
— данные об организации – разработчике декларации;
— оглавление;
— раздел 1 «Общие сведения»;
— раздел 2 «Результаты анализа безопасности»;
— раздел 3 «Обеспечение требований промышленной безопасности»;
— раздел 4 «Выводы»;
— раздел 5 «Ситуационные планы»;
— обязательные приложения к декларации:
— приложение № 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
— приложение № 2 «Информационный лист».

Порядок оформления и перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

В случае изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности, декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь.

Разработка ПЛАС

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (ст. 10)организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны обеспечить готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий возможных аварий, обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на производстве. Поэтому на опасном производственном объекте должен быть разработан план локализации и ликвидации аварий (ПЛАС, ПЛАРН, ПЛА – в зависимости от ОПО).

Разработка ПЛАС обязательна для организаций, которые эксплуатируют взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, независимо от организационно-правовых форм и формы собственности. Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов требует повышенного соблюдения всех норм промышленной безопасности, поскольку чревато авариями с залповыми выбросами взрывопожароопасных и токсичных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках.

При разработке ПЛАС:

  • планируются возможные сценарии аварий, способы их предупреждения и ликвидации;
  • определяется готовность к локализации и ликвидации аварий;
  • выявляется достаточность выработанных мер по предупреждению аварии;
  • планируются действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб на разных стадиях аварий;
  • разрабатываются мероприятия, направленные на повышение противоаварийной защиты и снижения масштаба последствий.

ПЛАС пересматривается и уточняется не реже, чем раз в пять лет, в случаях изменений в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, а также после аварии. ПЛАС вводится в действие только после положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

Нормативные документы, которые используются для разработки ПЛАС:

  • Методические указания по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ (РД-03-26-2007), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2007 г. N 859
  • Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах, утвержденную постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 мая 2003 г. N 36
  • Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 апреля 2003 г. N 14 (РД 09-536-03)

Разработка ПЛАРН

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) определяет меры и действия, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на объектах, связанных с аварийным разливом нефти.

ПЛАРН разрабатывается в соответствии со следующими документами:

  • Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240)
  • Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613)
  • Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации (утв. приказом МПР РФ от 3 марта 2003 г. № 156)
  • Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. № 621)
  • Приказ МЧС РФ № 144 от 24.03.2003 «О совершенствовании работы в области борьбы с нефтеразливами»

Сроки введения ПЛАРН в действие:

  • ПЛАРН организаций объектового и местного уровней – 4 месяца,
  • ПЛАРН организаций территориального уровня — 6 месяцев,
  • ПЛАРН организаций регионального уровня — 9 месяцев,
  • ПЛАРН организаций федерального (трансграничного) уровня — 12 месяцев,
  • Планы органов местного самоуправления — 6 месяцев,
  • Планы территориальных подсистем РСЧС — 9 месяцев,
  • Планы регионов — 12 месяцев,
  • Планы функциональных подсистем РСЧС — 12 месяцев,
  • Планы звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальные — 6 месяцев, региональные — 12 месяцев.

Сроки действия ПЛАРН:

  • организаций для объектового и местного уровня — 3 года,
  • территориального уровня — 4 года,
  • регионального и федерального уровней — 5 лет,
  • территориальных и функциональных подсистем РСЧС — 5 лет,
  • звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальных — 4 года, региональных — 5 лет.

По истечении указанных сроков ПЛАРН следует переработать. Кроме того, ПЛАРН может корректироваться досрочно, по решению одного из органов его утвердившего или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

Работы выполненные нашими экспертами:

Выполненные декларации промышленной безопасности:

ОАО «НК РОСНЕФТЬ – Комсомольский нефтеперерабатывающий завод»

ОАО «НК РОСНЕФТЬ – Туапсинский нефтеперерабатывающий завод»;

ОАО «Самаранефтегаз»,

ОАО «Томскнефть».

Выполненные Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций: 

ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт»на нефтебазе в г. Старая Купавна;

ООО «НафтаТрэйд» на нефтебазе г. Бузулук.